Под катом - мои мысли и впечатления от нового альбома Василия К.
Только для интересующихся.
Я не музкритик. Это всё - ИМХО и мои фантазии.
читать дальшеЯ добрался до альбома только сейчас - я всегда слегка "слоупочу" и жду, пока ноосфера успокоится. Не люблю кидаться на новенькое вместе со всеми.
Альбом называется "Слава Богу". Я засунул его в мобильник и пошёл по делам.
Первая песня "На Луне" вызвала у меня стойкие ассоциации с поздним "Наутилусом-Помпилиусом". Чуть позже я "определил" и песню. Васина "На Луне" отчётливо перекликается с "Атлантидой" (альбом "Яблокитай"). Лёгкая, довольно "попсовая" песня + использование синтетических звуков примерно в той же пропорции.
Обычно первая песня задаёт настроение всему альбому. У Васи не так. Скорее это определение местоположения, некое пространство из которого и исполнитель и слушатель будет вынужден выйти. Внимательно курим Лотмана.
А вот вторая песня и есть та самая призма, через которую смотришь на весь альбом. "Верь в добро (это тюрьма)". Сказать, что я в шоке - ничего не сказать. И как бы филологов ни учили отличать лирического героя от автобиографического автора, у меня всё равно складывается ощущение, что всё, описанное в тексте, случилось с Васей на самом деле.
Песня о тюрьме носит все элементы "тюремной" лирики: сниженная лексика (что для Васи не ново), излишнее пренебрежение к самому тексту, который как-нибудь "ляжет", классическая рифма "жена-тюрьма", речитатив, перемежающийся припевом в абсолютно васином стиле - минорном и афористичном. На мой взгляд Вася "поиграл" в тюрьму, находясь в ней. Песня "Верь в добро" - стопроцентный постмодернизм, в котором переплетается реальность СИЗО, Достоевский, Шантарам, индуизм, эзотерика, классика блатного фольклора. Инвертированные слова припева дали название всему альбому, именно эта инверсия, требующая постановки тире "Богу - слава! Пойми и успокойся" наводит на мысль о некоторой идольно-дзенской функции Бога, который не принимает участие в духовном становлении человека, вынужденного искать пусть самостоятельно.
Третий трек "Экстремальный туризм" - продолжение осмысления нового местоположения лирического героя. Музыкальное решение крайне простое, напоминающее "По диким степям Забайкалья".
Четвёртый трек - бурлацкие песнопения и повторение одной строки, как это часто бывает у Васи.
Пятый трек - фактически пересказ романа "Шантарам", укрепление новых ценностных ориентиров, намеченных во втором треке: "Достоевский, Шаламов и Шантарам".
Шестой трек "Я хочу" - яркое звуковое пятно, довольно попсовые латино-американские мотивы, любовная линия. Песня на мой взгляд перекликается со многими более ранними васиными вещами.
"Хлоп" - ещё один попсовый трек, только на этот раз - хардроковый. Хочу заметить, что когда я говорю "попсовый", я имею в виду не негативный оттенок, а то, что песня строится на простом и легко воспринимаемом музыкальном ходе или рифе.
Дальше идут две старых песни "Под раскидистым каштаном" и "Я скажу О" в новой обработке. Обе песни о предательстве, предательстве довольно заурядном и являющимся, на мой взгляд, просто очередными испытаниями.
"Оркестр должен играть" - десятый трек. Самая "васина" вещь на диске. Это именно тот Вася, которого я ждал после его последних работ. Мрачноватый с хорошей дозой электроники, но без фанатизма. Впервые слышу у Василия К. намёк на симфонический оркестр.
Одиннадцатый трек - ещё один привет из времён, когда Вася играл со шведами. "Maxima Culpa" - величайшая вина. Больше 10 лет назад была только "Mea Culpa" - моя вина.
Двенадцатый трек "Говорить с тобой", помещённый в этот альбом приобретает несколько иную нагрузку.
"Каменный гость" - ещё одна старая песня. Изменился только состав инструментов. И сам Вася, мне кажется, подустал - в песне это чувствуется.
"Ballet Mecanique" - нойзово-электронный трек, который я не осилил - 16 минут баловства с сэмплами я не выдержал. Текста нет.
"Романс о разочарованиях людей" неожиданно хорошо закрывает альбом, цепко. Цыганские интонации, в которых Вася, однако, стремится быть не цыганом, но быть похожим на цыгана, этакая стилизация стилизации. Этот трек возвращает слушателя обратно к теме всего альбома.
Условно говоря, лирический герой переживает следующие состояния (я увидел именно такую картинку):
1. "На Луне" - определение местоположения, стартовой точки ЛГ и слушателя.
2. "Верь в добро (это тюрьма" - смена местоположения, чисто повествовательный трек без анализа и глубокий раздумий. Соблюдены некоторые канонические приёмы "блатной песни".
3. "Экстремальный туризм" - трек осознания ЛГ себя в новой обстановке.
4. "Одно место (мы бывали во многих местах)" - этакий бурлацкий хор сокамерников, а может быть и ЛГ, дающего себе отчёт в своей жизни.
5. "Шантарам" - установка новых ценностных ориентиров ЛГ.
6. "Я хочу" - абсолютно логичные мысли о любимой (сначала осмотрелся, проанализировал, наметил движение, вспомнил о близких - примерно такой же путь я проходил в армии, мне кажется, это логично).
7. "Хлоп" - включение агрессивного центра ЛГ.
8, 9. "Под раскидистым каштаном" и "Я скажу О" - треки "вспоминания" о прошлой жизни, получившие первостепенное значения в новых обстоятельствах.
10. "Оркестр должен играть" - становление, превозмогание и тд. Из названия всё понятно.
11. "Maxima Culpa" - "это мы и наше искусство".
12. "Говорить с тобой" - разговор с тем, кто даёт силу, с кем-то мудрым и необходимым.
13. "Каменный гость" - ещё одна картинка из прошлого. Встреча с кем-то знакомым, но неприятным, страшным, но тоже необходимым.
14. "Ballet Mecanique" - для меня этот трек - стенограмма ночи, как она слышна, когда ты находишься в тюрьме.
15. "Романс о разочарованиях людей" - конец, вместе с которым ЛГ и мы покидаем основное место действия и уходим. Куда? Пока что в пустоту. Подробнее узнаем в следующем альбоме.
Кстати, если обратить внимание на оформление альбома, то оно - бело синее. Такого цвета должно быть небо, где живёт тот, кому возносится слава.
Слава Богу - 2011
Под катом - мои мысли и впечатления от нового альбома Василия К.
Только для интересующихся.
Я не музкритик. Это всё - ИМХО и мои фантазии.
читать дальше
Только для интересующихся.
Я не музкритик. Это всё - ИМХО и мои фантазии.
читать дальше