С первых звуков я понял, что Тарантино и Родригез безраздельно будут властвовать над фильмом.
По крайней мере саундтрек состоит на 80% из шаблонных испано-весторновых тем, которые уже мы слышали в Десперадо и т.д.
Вообще фильм представляет собой сознательное шаблонное искусство, постмодернизм изо всех щелей. Сплошная цитация и стёб, а также самостёб и самоцитация.
Что я увидел.
Операторская работа: приёмы от Гая Ричи (хотя, конечно, он только популяризатор), совмещение изображения с нескольких камер, а-ля Адреналин; замедленные прыжки, куда ж без них. Вот только замедленных пуль не было.
Абсолютно тарантиновская подача сюжета: сначала подаётся легендарная часть, выдумка, мистификация, а потом - не менее фантастическая правда "так всё и было". Плюс вставные новеллки.
Про музыку уже сказал.
Команда Соловья - стопроцентная команда, разделённая по специальностям, что идёт чуть ли не от Проппа, но используется в каждой второй RPG: харизматичный лидер, умный очкарик, мощный кузнец-мастер на все руки, экстравагантная женщина, которая властвует над лидером.
Злодеи тоже типичные: чОрный властелин в звании генерал-полковника полиции и его приспешник в звании майора.
Имеется и перебежчик со стороны зла на светлую - засекреченные агент Н-7. Лысый. Здравствуйте, mr. Hitman.
Сюжет рассказывать смысла нет. Расскажу про всякую фигню.
Так как сценарий писал Охлобыстин, то самоцитация просто внушительная, например: "Простите
Фильм, наверное, интересно смотреть именно с точки зрения "Угадай фильм, откуда это". Интеллектуалы могут мериться познаниями и поисками СПГС, остальные любители боевиков и кровищи, будут радоваться просто так.
Жесть начинается в самом конце. Хотя меня с середины стала напрягать немотивированная жестокость. Да, может быть это по-русски. Да, когда смотришь американский боевик, это не напрягает.
Но тут слишком много жестоких убийств, без которых можно было бы и обойтись "легендарному разбойнику".
Отдельным вопросом является функция церкви и вообще религиозно-духовная тематика. Можно дать этой линии самую разную смысловую нагрузку. Я просто посмотрел. Кто-то будет носиться с ВЕРОЙ, как она изображена в фильме, как с писаной торбой.
Самые большие споры, думаю, вызовет финальная сцена, где Соловей с подельниками изрубил роту призывников и двух главных негодяев.
И этот момент меня заставил задуматься.
Такого в нашем кино ещё не было, как мне кажется.
Но такое было 100500 раз в забугорных фильмах. И мы всегда абсолютно равнодушно смотрели, как валят сотни полицейских (продажных) или как зомби разрывают регулярные части морской пехоты и тп. Возможно, фильм рассчитан частично на западную аудиторию. И во Франции не заметят разницы между американской армией, превратившейся в фарш и русской.
Но русскому человеку прекрасно видно, что с сапёрными лопатками бегут мальчишки-призывники в форме не по росту. И их режут как свиней под ВНЕЗАПНО! музыку группы "Аквариум" и голос БГ.
Конечно, погибают все.
Потом, показывают титры, в которых все живые и танцуют. Но на воскресение мёртвых это не тянет. И при всех попытках развеселить зрителя, мне кажется, ничего не выходит. Максимум - снова нейтрал.
Каждый найдёт при желании в фильме глубокий смысл или его отсутствие.
Лично я воспринял фильм как... что ли как реформы Петра I. Если взять всё самое ходовое с Запада, да приладить на нашу почву, что получится? Смешно? Грустно? Противно? Умно?
Фильм Охлобыстина отражает наш сегодняшний менталитет. Всё самое популярное, что хлынуло на просторы бывшего СССР, то, что прижилось, срослось с нашим сознанием.
Если вам противно смотреть, значит вам противно от самоё себя. Если вы тупо ржёте - ржёте над собой. Если вы ничего не поняли, вы и дальше ничего не поймёте, можете не стараться.
Фильм - это вы. Посмотрите на себя, что ли.
UPD: это не статья, не обзор, не критика. Я сел и просто написал, что мне пришло в голову после просмотра. Не правил и не переписывал.